Сетевой журнал обо всем, что имеет отношение к мистике, магии, аномальным явлениям, загадочным проишествиям и неразгаданным тайнам
[ Главная l Новости l О нас l Архив статей l Магазин l Ссылки l Контактная информация l Форум l Чат l Гостевая книга ]

КосмосКосмосШкола магииРелигияКлубРазвлеченияЛитератураКонкурсы

 
Главная / Мистика / Маги и мистики Тибета
МАГИ И МИСТИКИ ТИБЕТА
Хмелевская Ксения

Вот уже не одно столетие загадки Тибета будоражат сознание европейцев и служат источником неослабевающего, жгучего любопытства. Едва ли можно назвать другое учение, настолько же обросшее легендами, догадками, домыслами, насколько это свойственно буддистскому учению Тибета. Во многом это объясняется отличительной чертой верований тибетцев в магию, волшебство и чародейство. Само буддийское учение здесь пронизано мотивами колдовства.

Рассматривать все аспекты этого учения в данной статье абсурдно настолько же, насколько абсурдно пытаться перелить океан в чайник. Обратимся поэтому только к одному разряду верований - к представлениям тибетцев о жизни и смерти, и к тем обрядам, которые с этими верованиями взаимосвязаны.

Как известно, чистый буддизм запрещает отправление каких-либо религиозных обрядов. Однако на Тибете эти обряды с успехом заменены магическими ритуалами. Причем характерно, что эти ритуалы практикуют как представители духовенства ("ламы" - верховные владыки, высшие чины, и "трапа" - монахи-ученики), так и колдуны, "нгагпа" и "бон". При помощи колдовства и те и другие способны управлять погодой, излечивать недуги, подчинять себе демонов, защищать свои жилища от чужаков и многое, многое другое. В частности, обширный комплекс обрядов связан с переходом человека из жизни в смерть. Прежде, чем перейти к рассмотрению собственно этих обрядов, имеет смысл кратко обратиться к общим представлениям тибетцев о жизни и смерти.

Многие ошибочно полагают, что буддизм проповедует перевоплощение, или даже метемпсихоз (переселение души из одного тела в другое). На самом деле, буддизм учит лишь, что энергия, полученная в результате духовной и физической деятельности какого-либо существа, порождает после его смерти новые явления духовного и физического порядка. Однако эта теория достаточно сложна, и ее понимание доступно немногим. Поэтому большинство тибетцев предпочитают держаться более простого верования о неопределенной сущности, странствующей из мира в мир и перевоплощающейся в различные формы.

Согласно этим поверьям, через некоторое время после смерти, умерший возрождается среди одного из шести видов существ:
1. боги
2. существа небожественного происхождения, подобные титанам,
3. люди
4. животные
5. идаги - чудовища, вечно терзаемые голодом и жаждой, обитатели различных чистилищ, подвергаемые там жестоким мучениям
6. другие существа, добрые или злые: духи, феи и пр.

Ни одно из этих состояний не вечно, всех настигает смерть, а за смертью следует возрождение, либо среди существ прежней категории, либо в новой среде. По народным верованиям, условия, в которых возрождается умерший, зависят от совершенных им при жизни добрых или злых дел. Более просвещенные ламы учат: любое существо своими мыслям и действиями развивает в себе свойства, приводящие его естественным путем к возрождению в соответствующих этим свойствам условиях.
Особое значение мистики Тибета придают тому, насколько правильно дух человека покинул свою телесную оболочку. От этого сильно зависит будущее благополучие или неблагополучие умершего. Для того чтобы помочь духу "грамотно" покинуть тело, "трапа" проводят специфический магический ритуал.

Вначале "трапа" долго беседует с умирающим, с целью помешать тому, уснуть, впасть в обморочное состояние. В теле, лишившемся всех чувств, мысль должна остаться активной. Далее необходимо заставить дух покинуть свою телесную оболочку через темя: если дух выйдет каким-либо другим путем, его будущее благополучие сильно ухудшится. Извлечение духа производится при помощи ритуальных восклицаний "хик" и "пхет". Произнесенные с особой интонацией, эти два звука в сочетании влекут за собой неотвратимое отделение души от тела. Произношение первого слова образует небольшое отверстие на темени, второе - заставляет дух умершего выйти в эту щель. И если "трапа" произнесет слова правильно, он мгновенно умрет. Однако в случае правильного проведения погребального ритуала магу ничего не грозит: ведь он выступает от лица мертвеца, только ссужая ему свой голос. Поэтому, прежде, чем произносить "пхет", трапа должен, глубоко сосредоточившись, полностью отождествить себя с покойником.

Бесплотный дух пускается в удивительные странствия. А трапа, находясь рядом с телом покойного в течение нескольких дней, непрерывно дают мертвецу советы, какие пути следует избрать, а каких избегать на том свете.

Согласно поверьям, случается так, что во время своих скитаний дух может быть пленен демоном, и попасть к нему в услужение. Об этом он сообщает своим родным через медиумов - последние имеются даже в самых незначительных селениях Тибета. В этом случае родственники умершего обращаются либо к ламе, либо к колдуну: кудеснику - "бону". Чтобы выкупить пленника, его семья приносит жертву, размер которой определяет бон. После свершения жертвоприношения бон впадает в транс и его дух отправляется в логово демона. Там он вступает с демоном в единоборство. Собравшиеся могут видеть как тело кудесника корчится и извивается - борьба явно нелегка. Далеко не всегда хитрый демон отпускает пленника, даже получив жертву. Тогда весь обряд приходится проводить сначала.

Ученому ламе же для того, чтобы освободить пленника ничего подобного совершать не нужно. Он считает себя достаточно могущественным, чтобы подчинить демона своей воле с помощью ритуальной магии.

К числу ритуалов, связанных со смертью можно отнести также обряд поедания тела покойного. Этот ритуал связан с верой некоторых лам (например, секта "Дзогтшен") в то, что своей духовной деятельностью человек изменяет природу составляющего его вещества. Люди, достигшие очень высокой степени духовного совершенства, преображают субстанцию своего тела в другую, более утонченную, чуждую нашей грубой плоти. Вкусивший этой преображенной плоти познает экстаз, приобщится к высшему знанию и приобретет сверхчеловеческие способности. Поэтому распознав, как люди считают, святого, они дожидаются его кончины и приходят, чтобы вкусить кусочек его драгоценного тела. Делается это, разумеется, только при прижизненном согласии святого.

В некоторых районах Тибета вообще имеет место весьма специфическое отношение к мертвому телу. Так, в деревнях труп, согласно обычаю на некоторое время сажают в котел. После того, как тело извлекают, котел, загрязненный трупной жидкостью лишь слегка споласкивают и варят в нем чай или суп для угощения присутствующих на похоронах гостей. Возможно подобное отношение связано с верованием тибетцев в то, что после смерти человек должен раздать свое тело в качестве последней милостыни всем голодным существам. С этой целью, например, во многих селениях после проведения вышеописанной процедуры, труп рубят на куски и относят к лесу, чтобы могли насытиться дикие животные. Обряд, с одной стороны проповедует милосердие, но с другой - делает это несколько жутковатым способом.

И, наконец, последний обряд, на котором мне бы хотелось остановить ваше внимание - это обряд, называемый "ро-ланг" - "труп, который встает". Он проводится колдунами "нгагпа" с целью добыть талисман, обладающий большой силой.

При проведении этого ритуала нгагпа запирается в тесной комнате один на один с трупом. Он должен оживить мертвеца, распростершись на нем, прижав рот ко рту и беспрестанно повторяя одну и ту же формулу, не на секунду не отвлекаясь никакой посторонней мыслью. Через несколько мгновений труп начинает шевелиться. Он приподнимается и старается избавиться от колдуна. Нгагпа тесно прижимается к трупу, не отрывая рта от его губ. Наконец кончик языка трупа слегка высовывается. Это критический момент ритуала. Колдун должен вцепиться зубами в язык мертвеца и вырвать его. Тело тотчас же вновь окостеневает. А его высушенный язык нгагпа хранит в качестве одного из самых могущественных магических амулетов.

В заключение необходимо еще раз оговориться: в данной статье рассмотрена лишь одна грань религиозного учения Тибета. Мне бы не хотелось, чтобы у читателя сложилось превратное представление о том, что поедание трупов и прочие вышеописанные манипуляции с ними, составляют костяк этого учения. Для рассмотрения был предложен только один тематический блок, притом не очень большой. В следующей публикации вниманию читателя будут представлены материалы, затрагивающие принципиально другие аспекты верований и мистических способностей тибетцев.

"The X-Times Net"
Ежемесячный
сетевой журнал
109544, г. Москва, а/я 10
Главный редактор:
Осина Валерия
Зам. глав. редактора:
Бахарева Марина
ВыпускающиЙ редактор: Артамонов Юрий
Литературный редактор: Хмелевская Ксения
Редколлегия:
Шикунов Александр, Селезнева Ольга, Евдокимова Фатима

Design by Korvin x-times@inbox.ru

 

Используются технологии uCoz